Четверг, 28.03.2024, 21:22
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Форма входа

Каталог статей

Главная » Книги » Мои книги

Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. Москва: Эдиториа



СКАЧАТЬ КНИГУ:
"Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. Москва: Эдиториа"





В своей новой книге сотрудники Института системного анализа РАН В. Н. Лексин и А. Н. Швецов дают комплексную правовую, экономическую и социальную оценку российской системы государственного регулирования территориального развития и обосновывают пути ее реформирования с учетом новых тенденций в развитии федеративных, социальных и экономических отношений.
Для депутатов федерального, региональных и местных органов представительной власти, работников федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти, преподавателей вузов, студентов и аспирантов, изучающих право, экономику, управление, финансы, политологию и смежные дисциплины.
This book deals with the contents and mechanisms of the state control of socioeconomic processes under way in subjects of federation and municipalities, of revenue assignment and territorial distribution of federal budget expenditures, of scale and types of selective assistance to individual regions. In their new book, V. N. Leksin and A. N. Shvetsov, Doctors of Economics, researchers with the Institute of Systems Analysis of Russian Academy of Sciences, provide a comprehensive legal, economic and social assessment of the current model of public regulation of territorial development, and substantiate ways of its radical revision with regard to the new trends in federative, political and economic relations.
The book was published with a financial support of the Russian Legal Reforms Foundation and the Russian Foundation of Legal Problems of Federalism and Local Government: the authors are advisers to these Foundations.
For deputies of federal, regional and local legislatures, administrators of federal, regional and local executive agencies, Higher Educational Establishment instructors, students and post-graduate students majoring in law, economics, management, finance, political science and adjacent disciplines.
The book will also be valuable to foreign politicians, researchers, businessmen and journalists whose professional interests are associated with Russia. In this book they will find exhaustive information on tile situation in Russia's regions, on the mechanisms of regional policy making, on the latest Russian legislation, on regional development programs. An idea of the scope of coverage of Russia's regional policy problems is provided by the extensive contents in English to be found in the end of the book.

Введение
Назначение книги.
Предмет книги.
Изученность проблемы.
Логика изложения.
Авторская позиция
Раздел 1. СМЫСЛ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Глава 1.1.Территориальное развитие как предмет государственного регулирования:
«Развитие» в тени «поддержки».
Необходимость перехода к политике развития.
Территория. Насколько системны «региональные системы»?
Территориальное развитие. Определение.
Устойчивость.
Сбалансированность.
Социальная ориентация.
Территориальное и хозяйственное развитие.
Ограниченность стихийного саморазвития.
Устойчивость, сбалансированность и социальная ориентация в больших (государственных) системах.
Глава 1.2. Диспропорции территориального развития и государственная политика «выравнивания».
Аномалия и норма.
Политика «выравнивания». Анализ ситуации.
Официальная статистика и реальность.
Проблемы группировок.
Пример группировок.
Некоторые рекомендации.
Прогноз: дифференциация возрастает.
Прогноз: «худших» становится больше.
Возможности саморегулирования.
Социальная мобильность: русский вариант.
Современная ограниченность «самовыравнивания».
Глава 1.3. Сущность государственного регулирования территориального развития и селективной поддержки отдельных регионов
Регулирование территориального развития. Определение.
Прямое и косвенное регулирование.
Сопряженное регулирование.
Обязательность регулирования.
Нежелательность разнонаправленного регулирования.
«Центр» и «регионы».
Множественность объектов регулирования.
Государственная селективная поддержка регионов.
Необходимые уточнения.
Специфика правовой среды.
Глава 1.4. Содержание и задачи системного упорядочения государственного регулирования территориального развития
Необходимость системного упорядочения.
Возможности упорядочения.
Логическая схема.
Блок формирования.
Блок ресурсов.
Блок реализации.
Блок контроля.
Естественная логика действий.
Глава 1.5. Условия действенного государственного регулирования территориального развития
Обоснование необходимости государственного регулирования.
Легитимность.
Региональная инициатива и региональное исполнение.
Конкретно-целевой характер.
Учет отдаленных и сопряженных результатов.
Установление временных границ.
Адекватность реакций объектов государственной поддержки.
Системная обоснованность с учетом всех видов поддержки данного региона.
Адресность, предельно допустимая локализация.
Развернутое процедурное обеспечение.
Ответственность и контроль.
Широкое использование договорных отношений.
Ориентация на программно-целевые методы.
Принципы и действительность.
Глава 1.6. Государственное устройство и государственное регулирование территориального развития
Государственное устройство. Определение и самоназвания.
Типы государственных устройств.
Зарубежный федерализм.
Интеграция и сецессии.
Государственное устройство России. Доминанта федерализма.
Генетические особенности.
Асимметричный федерализм.
Российский федерализм. Доминанта экономических интересов.
Субъективные начала федерализма.
«Центр» как воплощение федерации.
Конкретный пример. Конституционный Суд о соблюдении регионами федерального налогового законодательства.
Конкретный пример. Конституционный Суд о соблюдении в регионах нрав на местное самоуправление.
Глава 1.7. Депрессивные территории как объект чрезвычайной государственной поддержки
Постановка проблемы.
Депрессивные территории. Определение.
Регион или локальное образование?
Показатели территориальной депрессивности.
Санация депрессивных территорий.
Необходимость индивидуального подхода.
Варианты санации.
Ресурсы и их использование.
Роль региональных и местных властей в санации депрессивных территорий.
Условия успешной санации депрессивных территорий.
Ожидаемые результаты.
Глава 1.8. Государственное установление на отдельных территориях особых организационно-правовых режимов
Сущность проблемы и типология особо-статусных территорий.
Особые организационно-правовые режимы. Определение и условия установления.
Закрытые административно-территориальные образования.
Территории проживания малочисленных народов.
Установление особых природоохранных режимов.
Зоны чрезвычайных ситуаций и экологических бедствий.
Особые экономические режимы.
Экономические зоны. Российские проблемы.
Экономические зоны. Условия результативности.
Анклавы и приграничные территории.
Глава 1.9. Предложенная концепция и реалии государственного регулирования территориального развития
Концептуальные критерии.
Социально-экономический фон.
Кризис действующей модели «бюджетного федерализма».
Региональные программы.
Бюджетные инвестиции.
Передача собственности и «акционерный» канал поддержки регионов.
Индивидуальные решения.
Федеральное содействие занятости в регионах.
Коммерческие кредиты регионам под государственные гарантии.
Поддержка северных территорий.
Установление особых организационно правовых режимов.
Поддержка регионов через внебюджетные фонды.
Попытки совершенствования механизма поддержки регионов.
Глава 1.10. Нормативно-правовые основы государственного регулирования территориального развития
Органы, формирующие правовую базу.
Имеющийся массив нормативно-правовых актов.
Задачи инвентаризации и упорядочения.
Конкретный пример. Концепция закона о депрессивных территориях.
Структура предлагаемого закона.
Конкретный пример. Концепция закона о депрессивных территориях.
Структура предлагаемого закона.
Конкретный пример. Концепция закона о бюджетном регулировании.
Структура предлагаемого закона.
Конкретный пример. Упорядочение разработки и принятия ежегодных законов о федеральном бюджете.
Возможности системного правового упорядочения государственного регулирования территориального развития.
Заключительные замечания.
Раздел 2. ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА»
Глава 2.1. Концептуальные основы финансового регулирования территориального развития. «Бюджетный федерализм»
Сущность финансового регулирования территориального развития.
«Бюджетный федерализм». Определение и сущность.
Требования, обеспечивающие результативность «бюджетного федерализма».
Региональный аспект федерального бюджета.
Региональные бюджетно-налоговые системы.
Принципы распределения расходов между бюджетами.
Подходы к распределению доходов между бюджетами.
Перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами.
Глава 2.2. Нормативно-правовые основы российского «бюджетного федерализма»
Основные правовые источники.
Конституционные нормы.
Специализированное бюджетно-налоговое законодательство.
Законы о региональных и местных органах власти.
Отдельные правовые нормы.
Прецедентные правовые акты.
Решения Конституционного Суда как правовой источник бюджетно-налогового законодательства.
Кодификация налогового законодательства.
Кодификация бюджетного законодательства.
Федеральный законопроект о финансовых основах местного самоуправления.
Глава 2.3. Российская практика распределения расходов и доходов между бюджетами разных уровней
Начало перемен.
Бессистемная децентрализация.
Закрепленные и регулирующие доходы.
Практика 1992-1994 ГГ.
Проблема нормативов регулирующих доходов.
Распределение закрепленных доходов.
Бюджетная практика 1994-1997 гг.
Местные налоги и бюджеты в структуре «бюджетного федерализма».
Предложения по реформированию местного налогообложения.
Глава 2.4. Трансферты в российской системе «бюджетного федерализма»
Фонд финансовой поддержки регионов.
Суть нового подхода.
Алгоритмы расчетов.
Общие пропорции.
Глава 2.5. Плюсы и минусы нового подхода. Первые итоги
Проблема группировок.
Проблема критериев.
Финансовый потенциал региона.
Проблема конечного получателя.
Трудности внедрения.
Общая оценка.
Глава 2.6. Нововведения в механизме трансфертов.
Изменения в федеральных бюджетах 1995-1998 гг.
Изменения 1995 года.
Нововведения 1996 года.
Некоторые сопоставительные итоги.
Новая методика 1997 года.
Налоговый кодекс и федеральный бюджет 1998 года.
Глава 2.7. К новой модели межбюджетных отношений
Необходимость и контуры новой модели.
Требования обоснованности и оценки результатов.
Федерация и регионы: взаимная информационная открытость.
Усиление роли федерального казначейства.
Организационно-финансовые проблемы его деятельности.
Ответственность субъектов федерации за использование средств федерального бюджета на их территории.
Глава 2.8. Распределение доходов от использования природных ресурсов в интересах федерации и ее субъектов
Значение и суть проблемы.
Три варианта.
Налог на ренту или на производство?
Федеральное или региональное налогообложение?
Критерии распределения доходов.
Цели использования доходов от природных ресурсов.
Организационные формы.
Глава 2.9. Неналоговые финансовые источники территориального развития. Региональные и муниципальные долговые обязательства
Объективные условия появления российских региональных и муниципальных ценных бумаг.
Особенности этих бумаг.
Виды и структура долговых обязательств.
Динамика и масштабы эмиссий.
Проблемы выпуска и обращения векселей.
Проблемы доходности и гарантий.
Основные трудности и возможности их преодоления.
Глава 2.10. Зарубежный опыт финансового регулирования территориального развития
Предварительные замечания.
«Политика выравнивания» в Швейцарии.
Централизация и особые бюджетные режимы в Австралии.
Бюджетно-налоговая децентрализация в Канаде.
Нормативно-расчетные и индивидуальные субсидии в Индии.
Бюджетно-налоговый плюрализм в США.
Государственная регламентация в ФРГ.
Местные бюджетно-налоговые системы.
Расходы и доходы местных бюджетов.
Местные налоги.
Бюджетное «выравнивание».
Неналоговые доходы.
Региональные и местные займы.
Наиболее полезные фрагменты зарубежного опыта.
Раздел 3. ПРОГРАММНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Глава 3.1. «Второе пришествие» программ. Причины и проблемы
Значимость проблемы.
«Программная лихорадка» 70—80-х годов.
Ожидания и результаты.
Дискредитация метода.
«Второе пришествие».
Сущность и дефиниции.
Необходимость уточнений.
Глава 3.2. Методологические разработки 80-х годов
Объективные предпосылки.
Исследовательский бум.
Школа Р. И. Шнипера и М. К. Бандмана.
Исходные позиции.
Классификация программ.
Внутрирегиональные проблемы как предмет программных решений.
Базовые методические принципы.
Проблемы управляемости.
Глава 3.3. Советский опыт. Региональные программы и государственные планы.
Нормативные основания.
Программные разделы планов.
Содержание проекта программы.
Логика метода и реальность.
Программы и местное руководство.
Глава 3.4. Новейшие механизмы разработки и реализации программ
Положения 1995 года.
Новые позиции.
Государственный заказчик.
Процедуры прохождения проекта программы.
Реализация программы.
Контроль за ходом программы.
Нерешенные проблемы.
Глава 3.5. Современные программы.
Проблемы отбора и финансирования
Структура федеральных программ.
Региональная ориентация программ второго уровня.
Программный размах и возможности бюджета.
Финансовые механизмы.
Финансовая реальность.
Проблема отбора.
Глава 3.6. Конкретный пример. Федеральная супер-программа
Политические основания.
Финансовые механизмы.
Нормативный статус и отсутствие межрегиональных обоснований.
Администрация программы.
Права и ответственность.
Дополнительная административная поддержка.
Дополнительная финансовая поддержка.
Интересы и ресурсы.
Глава 3.7. Конкретный пример. Типичные региональные программы
Общие особенности.
Разделение компетенции.
Стандартная схема продвижения программ.
Формула цели.
Этапы реализации.
Кредитная основа финансирования.
Глава 3.8. Конкретный пример. Регионально ориентированные инфраструктурные программы
Инфраструктурные основы региональной политики.
Регионально ориентированные транспортные программы.
Речной транспорт. Общерегиональное значение.
Кризис отрасли.
Цели программы.
Социальный аспект.
Цена и ресурсы программы.
Ожидаемые результаты.
Глава 3.9. Конкретный пример. Региональное программирование в США
Региональное программирование.
Программы и бюджетно-налоговое выравнивание.
Три задачи регионального программирования.
Крупномасштабная программа.
Межрегиональная программа.
Технология регионального программирования.
Инфраструктурные программы.
Конфликт интересов.
«Плюсы» и «минусы» регионального программирования.
Глава 3.10. Как сделать программы действенным регулятором территориального развития
Бюджет 1997 года.
Ситуация повторяется.
Необходимость более четкого целеполагания.
Оценка последствий непринятия программы.
Целевой отбор программных заданий.
Исключение программного дублирования.
Ожидаемый результат и его цена.
Эффективность.
Результативность реализации программ.
Инвентаризация программ и перечень зон программного регулирования.
Обновление нормативно-правовой базы.
Заключение
Перечень других публикаций авторов по рассматриваемой проблеме

Категория: Мои книги | Добавил: credit (24.06.2010)
Просмотров: 12977 | Рейтинг: 5.0/1

Copyright MyCorp © 2024