Учебно-методическое пособие поможет
освоить основы экономики как тем, кто только начинает знакомиться с
экономической наукой, так и тем, кто хочет углубить и систематизировать
свои знания. Особенностью данной книги является большая информационная
насыщенность, сочетание теоретического и практического материала,
увлекательный и доступный стиль изложения, а также огромный арсенал
методических приемов, облегчающий усвоение учебного материала. Книга
может быть использована при изучении экономики на всех уровнях
образования, в том числе и самообразования.
Раздел 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА И ЕЕ МЕСТО В ОБЩЕСТВЕННОЙ
ЖИЗНИ Теоретическое занятие № 1 1. Предмет экономической науки и
ее функции 2. Общие проблемы экономического развития 3.
Структура общественного производства 4. Воспроизводство и
экономический рост 5. Источники и движущие силы экономического
развития 6. Эффективность производства и ее показатели 7.
Совершенствование науки и техники 8. Информационная экономика 9.
Экологические проблемы и пути их решения Практическое занятие N 1 Задание
№ 1. Изобразите формулу экономики Задание № 2. Что представляет
собой экономический продукт? Задание № 3. Какова основная проблема
теории экономического роста? Каково значение экономического роста? Назовите
источники экономического роста Задание № 4. Дайте ответы на тест Задание
№ 5. Назовите факторы, критерии и типы экономического роста Задание
№ 6. Мозговой штурм на тему «Экономический рост» Задание № 7. В чем
сущность экономического механизма НТП, обеспечивающего его
нормальную реализацию во всех сферах хозяйства (капиталистического)? Задание
№ 8. В чем сущность нового этапа НТР? Задание № 9. Каково
воздействие нового этапа НТР на экономический рост? Задание № 10.
Прокомментируйте: «Интеграция науки и техники, в конечном итоге,
означает научно-технический прогресс» Задание № 11. Объясните
различия индустриальной и информационной эры Задание № 12. Назовите
признаки нового качественного состояния в развитии человечества Задание
№ 13. Генерация идей. Решение проблемы «Как защитить природу?» Задание
№ 14. Ролевая игра. Пресс-конференция на тему: «Разговор об одной
перестройке, свершившейся сорок лет тому назад» Задание № 15.
Подготовить выступление на тему «Экономические аспекты объединения
Германии Решение 1-15 Раздел 2. ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ТОВАР Теоретическое
занятие № 2 1. Возникновение товарного производства 2.
Натуральное хозяйство и его характеристика 3. Товар и его свойства 4.
Рынок простого товарного производства 5. Рынок всеобщего товарного
производства 6. Жизненный цикл товара 7. Качество продукции и его
показатели Практическое занятие № 2 Задание. № 1. Дискуссия на
тему «Товар» Задание № 2. Экономический диктант на тему «Товар» Задание
№ 3. С помощью каких параметров можно охарактеризовать
конкурентоспособность товара? Задание № 4. Разработайте иллюстрации к
теме «Товар», поставьте к ним вопросы и дайте ответы Задание № 5.
Интеллектуальная игра на тему «Качество и конкурентоспособность — самые
строгие полицейские» Решение № 1-5 Раздел 3. ДЕНЬГИ Теоретическое
занятие № 3 1. Эволюция денег 2. Функции денег 3. Денежная
система 4. Виды денег 5. Инфляция нее причины 6. Экономические
последствия инфляции 7. Экономическая политика в условиях инфляции Практическое
занятие № 3 Задание № I. Докажите. «Обмен товаров посредством
денег не имеет равнозначной альтернативы» Задание № 2. Дайте
объяснения к схеме «Товарное происхождение денег» Поставьте вопросы к
схеме и дайте ответы на поставленные вопросы Задание № 3.
Экономический тест на тему «Необходимость и сущность денег» Задание №
4. Игра с аудиторией. «О чем идет речь?» Задание № 5. Экономический
диктант. «Оценка на совесть» Задание № 6. Дайте объяснения к схеме
«Деньги» Задание № 7. Задача Задание № 8. Игра-викторина «Что?
Где? Когда?» Задание № 9. Социально-психологический тренинг
«Богатенький Буратино» Задание № 10. Интеллектуальная игра «Мировая
валютная система» Задание № 11. Заполните таблицу «Инфляция» Задание
№ 12. Дайте как можно больше определений инфляции, рассмотрев это
явление с разных позиций Задание № 13. Экономический диктант на
тему: «Деньги» Задание № 14. Методом аналогии изобразите типы
инфляции в виде явлений природы, жизни с помощью рисунка Задание №
15. Тест «В деньгах ли счастье?» Задание № 16. Прокомментируйте Решение
№ 1-16 Раздел 4. СОБСТВЕННОСТЬ Теоретическое занятие № 4 1.
Из истории вопроса 2. Собственность и ее функции 3. Многообразие
форм собственности 4. Субъекты и объекты собственности 5.
Арендная форма хозяйствования 6. Разгосударствление и приватизация 7.
Приватизация как инвестиционный процесс 8. Рынок и отношения
собственности Практическое занятие № 4 Задание № 1. Дайте
определение понятию «собственность», рассматривая это явление с разных
позиций Задание № 2. Хорошо это или плохо, что почти весь мир
разделен на части по признаку собственности? Задание № 3. Докажите,
что широко распространенное выражение «ничейная собственность» лишено
смысла Задание № 4. Объясните следующее утверждение: «Различия между
личной и частной собственностью носят довольно условный характер» Задание
№ 5. Государственная собственность и общенародная собственность. Насколько
это идентичные понятия? Задание № 6. Промежуточное место между
государственной и частной занимает коллективная, совместная, смешанная
собственность. Как провести грань между этими синонимами? Задание № 7.
Долевая собственность. Что это значит? Задание № 8. Как известно,
время преуспевающих акционерных обществ в промышленности и торговле
пришло лишь во второй половине XIX в. Их эффективность основывается на
ряде обязательных предпосылок. Назовите эти предпосылки Задание № 9.
Задача на смекалку Задание № 10. Живая дискуссия на тему «Нужна ли
человеку собственность?» Задание № 11. Решите задачу с помощью
рисунка Задание № 12. Чьи это слова? Задание № 13.
Прокомментируйте Решение № 1-13 Раздел 5. КОНКУРЕНЦИЯ.
МОНОПОЛИЯ Теоретическое занятие № 5 1. Сущность конкуренции 2.
Виды конкуренции 3. Монополия Практическое занятие № 5 Задание
№ 1. Охарактеризуйте капиталистическую систему хозяйства (кратко) Задание
№ 2. Что означает свобода предпринимательства и выбора? Задание №
3. Конкуренция... Ни одна другая черта рыночной экономики не вызывает
столько похвал. Почему? Задание № 4. Почему в условиях конкуренции в
выигрыше всегда остается покупатель? Задание № 5. Докажите, что
конкуренция служит незаменимым дисциплинирующим элементом рыночной
экономики (кратко) Задание № 6. Представьте все виды конкуренции в
одну схему Задание № 7. Составьте таблицу «Сравнительные черты видов
конкуренции». В таблицу включите два вида конкуренции:
внутреотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Сравните их по следующим
признакам: субъекты, объекты, предпосылки, результат Задание № 8.
Конкуренция, являясь внутренним источником развития экономики, есть
прежде всего борьба, в результате которой немало побежденных. Как
решаются негативные последствия конкурентной борьбы в развитых странах?
Как сочетаются два далеко не близких социальных явления: конкуренция и
социальная справедливость? Задание № 9. Заполните таблицу
«Сравнительная таблица рыночных ситуаций» Задание № 10. Почему
недобросовестная конкуренция не допускается в большинстве
капиталистических стран? Задание №11. Беседа на тему «Конкуренция и
монополия» Задание № 12. Ролевая игра: «Следователи и преступники.
Кто более компетентный?» Решения 1-12 РЫНОК Теоретическое
занятие № 6 1. Сущность рынка 2. Рынок как механизм товародвижения
3. Инфраструктура рынка 4. Конъюнктура рынка: спрос и
предложение 5. Система цен и их классификация 6. Ценообразование
и структура рынка 7. Основы ценообразования 8. Возможные модели
экономической системы 9. Экономическая роль государства в условиях
рынка Практическое занятие № 6 Задание № 1. Интеллектуальная игра
«Знатоки рынка» Задание № 2. Действуют ли объективные законы в
рыночной экономике? Обоснуйте свою позицию Задание № 3. Назовите
наиболее важные отличия экономики рыночного типа от централизованной
нерыночной экономики Задание № 4. Определить основные термины и
понятия по теме «Основы анализа спроса и предложения» Задание № 5.
Ответьте на вопросы теста по теме «Спрос, предложение, рыночная цена» Задание
№ 6. Какие факторы определяют предложение, или назовите детерминанты
предложения Задание № 7. Какие факторы определяют спрос, или
назовите детерминанты спроса Задание № 8. Структурируйте учебный
материал темы «Спрос, предложение, рыночная цена» Задание № 9.
Интеллектуальна игра-викторина «Что? Где? Когда?» Задание № 10.
Командная игра «Это магическое слова — цена!» Задание №11.
Расскажите о различных подходах к ценообразованию Задание № 12.
Составьте тезисное выступление по вопросу «Система цен в современной
экономике» Задание № 13. Динамика цен формируется под воздействием
двух важнейших факторов — стратегического и тактического. Объясните
действия этих факторов Задание № 14. Конкуренция и ценообразование.
Как связаны между собой эти экономические явления? Задание № 15.
Какова роль цены при ценовой и неценовой конкуренции? Задание № 16.
В чем состоит взаимосвязь цен и финансов как экономических категорий в
условиях рыночной хозяйственной системы? Задание № 17.
Ценообразование и инфляция. Как связаны между собой эти понятия? Задание
№ 18. В чем определяется необходимость изучения опыта ценообразования
в зарубежных странах? Решение № 1-18 Раздел 7.
МИКРОЭКОНОМИКА Теоретическое занятие № 7 1. Из истории бизнеса 2.
Сущность предпринимательства 3. Формы предпринимательства 4.
Развитие малого предпринимательства 5. Портрет современного
предпринимательства 6. Инфраструктура бизнеса 7. Информационный
бизнес 8. Предприятия и его виды 9. Сущность и значение
акционерной формы хозяйствования 10. Типы организации производства 11.
Производственная структура предприятия 12. Основные
производственные фонды 13. Формула увеличения богатства 14.
Необходимый и прибавочный продукт 15. Капитал 16. Амортизация 17.
Показатели использования основных производственных фондов 18.
Производственная мощность предприятия 19. Оборотные фонды и
оборотные средства предприятия 20. Понятие издержек производства,
прибыли и валового дохода Практическое занятие № 7 Задание № 1.
Поставьте вопросы к схеме и дайте на них ответы Задание № 2. Как
общество решает вечные проблемы? Задание № 3. Что представляет собой
бизнес? Дайте определение этому понятию с разных сторон Задание №
4. Прокомментируйте. «Заниматься бизнесом — то же самое, что ехать на
велосипеде: либо вы движетесь, либо падаете» Задание № 5.
Поработайте со словарем. Сколько видов бизнеса вы знаете? Дайте им
определения Задание № 6. Ответьте на вопросы теста Задание № 7.
Каждый предприниматель стремится получить доход. Он является главной
целью предпринимательства. Докажите это положение Задание № 8.
Прокомментируйте Задание № 9. Определите проблемы
предпринимательской деятельности Задание № 10. Объясните процесс
создания нового предприятия Задание № 11. Прокомментируйте Задание
№ 12. В чем секрет успеха в бизнесе? Задание № 13. Назовите три
основные правовые формы предпринимательства. Покажите их недостатки и
преимущества Задание № 14. Раскройте смысл высказывания Задание №
15. В чем состоит специфичность предпринимательства? Задание № 16.
Почему у предпринимателей одной отрасли различная прибыль? Задание №
17. Продолжите мысль Задание № 18. Командная игра «Профиль
предпринимателя» Задание № 19. Дискуссия на тему: «Бизнес и
предпринимательство — это одно и то же или нет?» Задание № 20.
Прокомментируйте Задание № 21. Охарактеризуйте акционерную форму
хозяйствования (кратко) Задание № 22. Мозговая атака на тему: «Как
разбогатеть?» Задание № 23. О чем говорят эти цифры? Задание №'
24. Назовите основные пути совершенствования производственной структуры.
Какие факторы влияют на производственную структуру? Задание № 25.
Назовите факторы эффективности деятельности предприятия Задание №
26. Что представляют собой показатели эффективности функционирования
предприятия. Дайте ответ в структурированной форме Задание № 27.
Что представляет собой метод ускоренной амортизации? Как
рассчитывается амортизация на зарубежных предприятиях? Задание № 28.
Назовите основные направления улучшения использования основных фондов и
производственных мощностей Задание № 29. Каково экономическое
значение экономии оборотных фондов в современных условиях? Задание №
30. Определите правильные утверждения Задание № 31. Дайте
объяснения следующему факту Решение № 1-31 Раздел 8.
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ Теоретическое занятие № 8 1.
Национальная экономика: основные результаты и их измерение 2.
Национальное богатство 3. Содержание и общие черты экономического
цикла 4. Фазы цикла. Динамика экономических показателей 5.
Структурные кризисы Практическое занятие № 8 Задание № 1.
Объясните следующее умозаключение: «Первоисточником всех изменений
является человек, чьи поступки определяются его духовными принципами
и экономическими интересами» Задание № 2. Докажите, что
способность экономики к эффективным качественным преобразованиям
определяется состоянием всех невещественных форм богатства Задание №
3. Мировой опыт свидетельствует о необходимости государственного
регулирования процессов формирования невещественных форм богатства. В
чем суть такого регулирования? Задание № 4. Что представляет собой
система национальных счетов (СНС)? Какие макроэкономические
показатели являются ее составными частями? Задание № 5. Как
рассчитывается валовой национальный продукт (ВНП)? Задание № 6. Как
рассчитывается валовой внутренний продукт (ВВП)? Задание № 7. Как
рассчитывается чистый национальный продукт (ЧИП)? Задание № 8. Чем
отличается личный доход от располагаемого? Задание № 9. Как
рассчитывается национальный доход, личный доход, располагаемый доход? Задание
№ 10. Каким образом производят корректировку ВНП? Задание № 11. Как
связаны между собой мусор и ВНП? Задача № 12. Как измеряется
экономический рост? 'Задание № 13. Ответьте на вопросы теста Задание
№ 14. Экономический диктант Задание № 15. Изобразите графически
фазы экономического цикла, дайте пояснения Задание №16. Какие
существуют группы экономических циклов? Какая периодичность этих
циклов? Перечислите движущие силы каждой группы экономических циклов Задание
№17. Какие процессы в экономике являются причинами длинноволновых
циклов? Задание № 18. Интеллектуальный конкурс на тему:
«Экономические циклы. 13 вопросов на победителя Задание № 19.
Тест по теме: «Экономические циклы» Решение № 1-19 Раздел 9.
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ. ЗАНЯТОСТЬ. БЕЗРАБОТИЦА Теоретическое занятие № 9 1.
Трудовые ресурсы 2. Трудовые отношения 3. Занятость: сущность,
значение, виды 4. Безработица Практическое занятие № 9 Задание
№ 1. Командная игра «Население Украины» Задание № 2. Ответьте на
вопросы теста Задание N 3. Перечислите факторы роста безработицы в
Украине исходя из двух уровней (макроуровня и микроуровня) Задание
№ 4. Поставьте вопросы к схеме и дайте ответы на них Задание № 5.
Различают такие виды занятости: полную, рациональную, эффективную.
Охарактеризуйте каждый вид занятости Задание № 6. Угадайте пропорции
Задание № 7. Что представляет собой занятость с экономических
позиций и социальных позиций? Как определяет понятие «занятость» Закон
Украины«О занятости» Задание № 14. Как определяется оплата труда
при использовании той или иной формы? Задание № 15. Зачем нужны
тарифы? Задание № 16. Докажите необходимость функционирования
тарифной системы оплаты труда на предприятиях Задание № 17. Из
каких элементов состоит тарифная система? Дайте ответ в
структурированном виде Задание № 18. Тест по теме: «Тарифная система
оплаты труда» Задание № 19. Что представляет собой бестарифная
система оплаты труда? » Решение № 1-19 Раздел 11.
СТРАХОВАНИЕ Теоретическое занятие № 11 1. Из истории вопроса 2.
Формы страхования 3. Классификация страхования Практическое
занятие № 11 Задание № 1. Составьте краткое выступление на тему
«Страхование» Задание № 2. Блиц-турнир по теме «Страхование». 13
контрольных вопросов Задание № 3. В чем заключается основная
причина неразвитости ассортимента страховых услуг? Задание № 4.
Какие проблемы стоят перед страховыми компаниями? Как можно их решить? Задание
№ 5. Блиц-турнир по теме «Личное страхование». 13 контрольных вопросов Задание
№ 6. Как действует страхователь (тот, кто застраховался в страховой
компании) при наступлении страхового случая и какие управления
задействованы при этом? Задание № 7. На каком этапе механизма
страховой защиты появляется полис (договор страхования)? Изобразите
схематично механизм страховой защиты Задание № 8. Чем занимается
отдел аквизиции? Каковы функции аварийного комиссара? Задание № 9.
Соревновательная игра «Гимнастика ума» на тему «Страхование» Задание
№ 10. Что представляет собой автотранспортное страхование? Задание
№11. Какие существуют подотрасли автотранспортного страхования? Задание
№ 12. Нарисуйте гистограмму зависимости страховой премии от срока
страхования Задание № 13. Перечислите страховые и нестраховые случаи
Задание № 14. Блиц-турнир по теме «Автотранспортное страхование».
13 контрольных вопросов Решение № 1-14 Раздел 12. ФИНАНСОВАЯ
СИСТЕМА Теоретическое занятие № 12 1. Финансы 2.
Государственный бюджет 3. Налоги 4. История банков 5.
Современные представления о сущности банка 6. Национальный банк
Украины, его задачи и функции 7. Коммерческие банки 8. Кредит Практическое
занятие № 12 Задание № I. Составьте краткое выступление на тему:
«Финансы» Задание № 2. Дайте определение следующим понятиям:
финансовая политика, финансовые ресурсы, финансовое планирование,
финансовое управление, финансовое прогнозирование, финансовая интеграция Задание
№ 3. Назовите принципы построения налоговой системы. Поясните их Задание
№ 4. Чьи это слова? Прокомментируйте их Задание № 5, Что
представляет собой налоговая ставка? Задание № 6. С какой целью
предоставляются налоговые льготы? Задание № 7. Кто авторы этих
теорий: «Налоги — инструмент выравнивания доходов» и «Налоги —
регулятор экономики»? В чем суть этих теорий? Задание № 8.
Объясните цель, сущность налога на добавленную стоимость Задание №
9. Составьте краткое выступление на тему: «Банковская система и ее роль
в управлении экономикой» Задание № 10. В чем заключается
деятельность коммерческих банков? Задание №11. Собственный капитал в
банковской деятельности имеет несколько иное назначение, чем в других
сферах предпринимательской деятельности. Объясните это утверждение Задание
№ 12. Какие операции осуществляет коммерческий банк? Задание № 13.
Какие функции выполняет коммерческий банк? Задание № 14. Какие
дополнительные услуги оказывают коммерческие банки? Задание № 15.
При создании коммерческого банка формирование собственного капитала
обычно связывают с выпуском акций. На порядок образования собственного
капитала значительное влияние оказывает вид выпускаемых акций.
Объясните, в чем суть такого влияния? Задание № 16. Какие налоги
платят коммерческие банки? Задание №17. Высокая ликвидность
коммерческого банка отрицательно влияет на доходность активов. Объясните
это противоречие Задание № 18. Зарубежные банки за счет своих
доходов создают резервы на случай... Закончите эту мысль Задание №
19. На какие факторы обращает внимание банк при установлении процентной
ставки и на что обращает внимание заемщик, ведя переговоры о получении
кредита? Задание № 20. Если вы решили проблему денег и они у вас
появились, то возникает тут же новая проблема, в какой банк положить
деньги. Почему эта проблема решается не легче, чем первая? Задание №
21. Интеллектуальная игра «Конкурс на лучшего банкира» Задание №
22. Кредит и рынок. Как связаны между собой эти понятия? Задание №
23. Перечислите формы кредита и кратко их охарактеризуйте Задание №
24. Какие принципы положены в основу кредита? Задание № 25. Какие
критерии положены в основу классификации кредитов коммерческих банков? Задание
№ 26. В чем состоят функции кредита? Задание № 27. Назовите
институты кредитной системы. Как они связаны с функциями кредитной
системы? Задание № 28. Изобразите в виде схемы классификацию
банковских ссуд по типам заемщиков Задание № 29. Кто является
субъектами кредитных договоров? Задание № 30. Командная игра «Где
искать деньги?» Решение № 1-30 Раздел 13. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО Теоретическое
занятие № 13 1. Мирохозяйственные связи 2. Международная
торговля и протекционизм 3. Вывоз капитала 4. Интернационализация
производства 5. Международная миграция трудовых ресурсов 6.
Всемирная инфрастуктура 7. Экономические аспекты глобальных проблем 8.
Экологические проблемы: масштабы угрозы и пути решения Практическое
занятие № 13 Задание № 1. Интеллектуальная игра «Как это
называется?» Задание № 2. Интеллектуальная игра № 1 на тему «Мировая
экономика» Задание № 3. Интеллектуальная игра № 2 на тему «Мировая
экономика» Задание № 4. Интеллектуальная игра № 3 на тему «Мировая
экономика» Задание № 5. Выскажите свою точку зрения Задание № 6.
Каковы проблемы интеграции экономики Украины в систему отношений
мирового рынка? Задание № 7. Возможно ли это опровергнуть? Почему? Решение
№ 1-7 Список литературы