Пятница, 29.03.2024, 13:43
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Форма входа

Каталог статей

Главная » Книги » Мои книги

Лексин В.Н., Швецов А.Н. Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика. В 5-ти томах, 12 кн., Т.1. Москва: Эдито



СКАЧАТЬ КНИГУ:
"Лексин В.Н., Швецов А.Н. Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика. В 5-ти томах, 12 кн., Т.1. Москва: Эдито"





Ученые-регионалисты В. Н. Лексин и А. Н. Швецов предлагают читателям свою очередную книгу в серии их публикаций «Региональная политика России. Концепции. Проблемы. Решения». Настоящее пятитомное издание соединяет воедино проблемно-аналитическое исследование, учебно-методическое пособие и справочник по проблемам ситуационного анализа социально-экономического развития российских городов и районов, организации местного самоуправления, местных бюджетов, муниципального права и муниципальной реформы, а также других «вопросов местного значения». Впервые представлены сопоставимые за ряд последних лет данные (по 70-100 показателям) о социально-экономической ситуации почти в 600 городах и в 1900 районах всех субъектов Российской Федерации (первичная информация — В. И. Галицкий и Т. Б. Шадрина).
Издание предназначено для практических работников региональных и местных органов власти, а также для преподавателей и научных сотрудников различных профилей — экономистов, социологов, юристов, географов, занимающихся теоретическими и прикладными вопросами региональной политики, территориального развития, федеративного устройства и местного самоуправления.
Введение
Книга 1. Муниципальная Россия в период кризиса и реформ (1991-2000 годы)
Предисловие
Раздел 1. Местное самоуправление и муниципальные образования. Идеология и правовые основания системных преобразований
Глава 1.1. Города, села и районы России. Типология, количественные характеристики, современные проблемы
Местное самоуправление и местная власть. Завоевания, проблемы, противоречия 1991-2000 гг — Количественно-структурное многообразие видов муниципальных образований и их социально- экономические различия ситуация 1991-2000 гг — Городская Россия проблемы и перспективы — Сельская Россия потенциал выживания и условия развития — Районное измерение российского муниципального пространства.
Глава 1.2. Системный кризис и общероссийские реформы
Муниципальные последствия социально-экономических преобразований
Реформы и кризис: итог десятилетнего периода. — Местное эхо общероссийских реформ. Смысл и пределы территориальной реформационной самостоятельности. — Экономические преобразования: муниципальные перспективы. — Население и социальные преобразования. Муниципальный аспект — Жилищно-коммунальная реформа.
Глава 1.3. Муниципальная реформа. Новые организационные институты местного самоуправления
Муниципальная реформа образца 1993-2000 гг. Сущность и сводная оценка. — Институты проведения реформы. — Новая схема территориальной организации местного самоуправления — Народовластие в местном самоуправлении: ожидания и реальность. — Кадровый потенциал местного самоуправления. Муниципальная служба и муниципальные служащие.
Глава 1.4. Муниципальное право Российской Федерации. Состояние и перспективы нормативно-правового обеспечения местного самоуправления
Система современного российского муниципального права. — Международно-правовые и конституционные основы местного самоуправления — Государственно-правовое регулирование местного самоуправления. Федеральное и региональное законодательство — Правовое саморегулирование местного самоуправления Уставы муниципальных образований — Судебные прецеденты в системе правовой защиты местного самоуправления.
Глава 1.5. Современные представления о сущности, целях и механизмах государственной политики развития местного самоуправления в Российской
Федерации. Сходства и различия в позициях ветвей и уровней власти
Позиция Президента РФ. Будет ли сохранена преемственность в государственной политике развития местного самоуправления— Позиция Правительства РФ. Действующая федеральная программа на 2000-2014 годы и новые концепции продолжения муниципальной реформы — Позиция Государственной Думы Политические разногласия и законодательный консенсус — Позиция органов власти субъектов Российской Федерации Приоритет интересов укрепления «вертикали государственной власти» и усиления контроля за местным самоуправлением. — Позиция органов местного самоуправления Консолидация интересов и курс на сотрудничество с федеральными органами
государственной власти.
Раздел 2. Социальные обязательства государства и их исполнение на муниципальном уровне. Правовое и ресурсное обеспечение
Глава 2.1. Социальные обязательства государства, социальная политика и социальные реформы
Социальные обязательства государства как атрибут современного общества. Социальное государство — Социальные обязательства государства как норма права. — Разнообразие социальных обязательств государства Функции их установления, организации и непосредственного исполнения. — Конкретный пример Социальные обязательства государства в муниципальном исполнении — Социальное пространство, социальная политика и социальные реформы. Территориальная опосредованность социальных обязательств государства.
Глава 2.2. Правовые основы формирования отраслевой и категориальной структуры социальных обязательств государства
«Социальное право» и общая схема формирования социальных обязательств государства. Социальные категории и социальные льготы. — Правовые основы реализации права на труд и на государственную помощь при потере работы. — Правовые основы реализации социальных обязательств государства перед пенсионерами — Формирование социально-отраслевых обязательств государства. — Формирование социально-инфраструктурных обязательств государства.
Глава 2.3. Правовые основы распределения социальных обязательств между федеральным, региональным и местным уровнями
Специфика и причины актуализации вопроса. — Конституционные установления о разграничении социальных обязательств государства. «Конкретизация» и «дополнения» социального законодательства на региональном уровне. — Конкретный пример Территориальное распределение социальных обязательств государства в сфере здравоохранения. — Конкретный пример. Территориальное распределение социальных обязательств государства в сфере образования. — Итоговые оценки и вероятные перемены.
Глава 2.4. Минимальные социальные стандарты. Муниципальный аспект
Государственные минимальные социальные стандарты: смысл и назначение. От норм закона к расчетному нормативу — Опережающие действия региональных властей. — Конкретный пример. Региональный закон об установлении системы стандартов. — Конкретный пример. Организация внутрирегиональных межбюджетных отношений с использованием стандартов. — Социальный минимум на бумаге и в реальной жизни. Социальные стандарты и расходные полномочия.
Глава 2.5. Цена и оплата социальных обязательств государства.
Муниципальный аспект
Цена обязательств Право на жилище как представительный пример. — Материально-техническая база социальной сферы и причины ее высокой «затратности». — Цены и тарифы. Роль и возможности местных властей. — Плательщики и должники. Льготы и субсидии. — Возможности сокращения иены платных услуг. Цена и качество услуг.
Раздел 3. Ресурсы функционирования и развития муниципальных образований
Глава 3.1. Потребности муниципальных образований в финансовых
средствах. Правовые основы и фактическое содержание расходов местных бюджетов
Роль и состояние местных бюджетов. — Муниципальные диспропорции местных бюджетов. Сравнительные данные по регионам России. — «Собственные» полномочия местного самоуправления и расходы местных бюджетов. — Наделение местного самоуправления «делегированными» полномочиями и дополнительные расходы местных бюджетов. — Необходимость и пути рационализации расходов местных бюджетов. Муниципальный заказ.
Глава 3.2. Бюджетные возможности реализации полномочий местного самоуправления. Собственные доходы и государственная поддержка местных бюджетов
Доходная самостоятельность, федеральное и региональное регулирование доходов местных бюджетов. — Финансовые отношения местных бюджетов с бюджетами других уровней. — Местное налогообложение. — Организационное обеспечение бюджетного процесса на местном уровне. — Возможности и ограничения коммерческого использования бюджетных средств. Муниципальные банки.
Глава 3.3. Неналоговые ресурсы местного самоуправления. Муниципальные займы и доходы от муниципального имущества
Предпосылки появления, виды и структура муниципальных займов. — Динамика и масштабы эмиссий — Механизмы размещения и обращения облигаций. Проблемы доходности и гарантий. — Основные трудности привлечения займов и возможности их преодоления. — Состав, происхождение и эффективность использования муниципальной собственности.
Глава 3.4. Земельные ресурсы местного самоуправления.
Экономико-правовое регулирование земельных отношений в населенных пунктах
Регулирование территориального развития с помощью механизмов земельного рынка: концептуальный подход. — Рыночные земельные отношения и интересы участников земельного рынка. — Особенности регулирования земельных отношений в городах. Преимущества арендного землепользования и продажи прав долгосрочной аренды. — Стоимостная оценка земельных участков в населенных пунктах. — Земельные кадастры и их роль в информационном обеспечении земельного рынка.
Глава 3.5. Российские проблемы ресурсного обеспечения местного
самоуправления сквозь призму зарубежного опыта. Возможности
заимствования «чужих» рецептов в современной России
Общие тенденции развития бюджетно-налоговых систем органов местного самоуправления европейских государств. — Российский подход на фоне зарубежных моделей формирования предметов ведения местного самоуправления и способов их финансирования. — Муниципальные облигации в системе финансовых ресурсов местного самоуправления в США и Европейском Союзе. — Государственное, региональное и местное регулирование земельных отношений в странах с рыночной экономикой. — Привлечение частного предпринимательства как способ экономии ресурсов и увеличения доходов муниципальных образований.
Раздел 4. Государственная поддержка российских городов в связи с кризисом и реструктуризацией отраслей промышленности
Глава 4.1. Государственное содействие городам в преодолении последствий кризиса и реструктуризации отраслей промышленности. Российский подход и зарубежная практика оживления городского развития
«Старые» и «новые» проблемы российских городов как порождение кризиса. — «Монопрофильные» города и «градообразующие» предприятия: понятия, критерии и правовые основания идентификации. — Основания, содержание и масштабы государственной поддержки муниципальных образований. — О возможностях использования зарубежного опыта. Шведский пример успешного соединения задач реструктуризации промышленных предприятий с интересами муниципального развития — Причины неэффективности некоторых программ муниципального развития в США.
Глава 4.2. Муниципальные последствия государственной политики массовой приватизации предприятий. «Незаметная реформа» социальной сферы российских городов
Сущность, масштабы и территориальная дифференциация проблемы. — Правовые основания муниципализации социальных объектов. — Источники и порядок финансирования муниципализируемых социальных объектов. — Две организационно-финансовые модели муниципализации социальных объектов. — Меры по завершению процесса передачи социальных объектов предприятий в муниципальную собственность.
Глава 4.3. Государственная политика реструктуризации угольной
промышленности и смягчения социально-экономических проблем шахтерских городов и поселков. Уникальная ситуация и универсальные решения
Предпосылки и содержание политики реструктуризации угольной промышленности. — Обострение социальных проблем работников отрасли и членов их семей. — Шахтерские города и поселки: современная ситуация. — Государственная поддержка шахтерских городов и поселков: усиление социальной направленности преобразований. — Конкретный пример. Использование государственной помоши для смягчения критической ситуации в шахтерском городе Еманжелинске.
Глава 4.4. Демилитаризация российской экономики и государственная поддержка «закрытых» городов и «наукоградов»: особый статус, бюджетные дотации и налоговые льготы
Закрытые административно-территориальные образования как особый тип городов и поселков. — Особенности режима государственной поддержки ЗАТО. Федеральные дотации, субвенции и налоговые льготы. — Федеральное содействие реструктуризации научно-производственных комплексов «наукоградов». — Государственная поддержка «наукоградов» на региональном уровне. — Чем может быть полезен российским ЗАТО и «наукоградам» опыт американских технопарков и японских технополисов.
Глава 4.5. Государственная поддержка отдельных муниципальных
образований и градообразующих предприятий. Целевое и адресное софинансирование местных инвестиционных проектов
Государственная поддержка муниципальных образований в рамках федеральных программ развития регионов и городов. — Федеральная помощь городам в преодолении экологических последствий деятельности промышленных предприятий и в ликвидации последствий аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций. — Государственная поддержка муниципальных образований в целях развития приграничного сотрудничества. — Государственная поддержка инновационного потенциала депрессивного муниципального образования. — Государственное содействие муниципальному развитию через поддержку отраслей и предприятий.
Раздел 5. Состояние и возможности использования программного управления в городах и районах России
Глава 5.1. Программы и программно-целевые методы в регулировании территориального развития
Основные понятия. Федеральные, региональные и муниципальные программы. — Нормативно-правовая база и попытки ее развития. — Общая характеристика реализуемых федеральных программ. Проблемы и противоречия. — Пять главных условий результативного использования целевых программ для решения территориальных проблем. — «Укрупнение» или «уплотнение» программного поля?
Глава 5.2. Многоцелевые «программы-планы» развития муниципальных образований
Сущность и отличия «программ-планов» от классических целевых программ. — Комплексное социально-экономическое развитие и «вопросы местного значения» как предмет «программ-планов». Полномочия органов местного самоуправления по разработке планов и программ. — Обычная практика. — Конкретный пример. Областные программы развития муниципальных образований. — Гласность и открытость.
Глава 5.3. Федеральные, региональные и муниципальные программы решения городских проблем.
Город и городская среда как специфический объект программного регулирования. Градостроительное проектирование и генеральные планы городов. — Новейшая практика и новейшие методические рекомендации. — Конкретные примеры. —«Программы местного развития» шахтерских городов. — Цифры и комментарии. Можно ли тиражировать уникальный опыт?
Глава 5.4. Программы содействия рыночным преобразованиям
в муниципальном хозяйстве
Муниципальный патернализм. Необходимость и пределы рыночной ориентации муниципального хозяйства. — Задачи рыночной ориентации муниципального хозяйства в «программах-планах» и в специальных целевых программах. — Конкретный пример. Программные решения проблем финансирования общественного транспорта и бесплатного проезда пенсионеров. — Конкретный пример. Программы формирования муниципальных институтов рыночной инфраструктуры. — Идеологи и конструкторы. Фонд «Институт экономики города».
Глава 5.5. Некоторые методологические уточнения подхода к оценке и отбору предметов программных решений
Территориальные ситуации, проблемы и конкретные объекты как предмет программ. — Основные элементы предлагаемого подхода к ее решению. Многокритериальность. Обязательность сочетания расчетных и экспертных оценок. — Критерии отбора программ разных типов Оценка выполнения программы по степени достижения ее целевых параметров. — Критерии федеральной или региональной значимости проблем и объектов. Особенности оценки депрессивных состояний. — Взаимодействия и взаимоответственность муниципальных, региональных и федеральных органов.
Книга 2. Социально-экономическая ситуация в городах и районах Европейского Севера
Республика Карелия
Город Петрозаводск. Город Костомукша. Город Сортавала. Беломорский район. Вепсская национальная волость. Калевальский национальный район. Кемский район. Кондопожский район. Лахден-похский район. Лоухский район. Медвежьегорский район. Муезерский район. Олонецкий район. Питкярантский район. Прионежский район. Пряжинский район. Пудожский район. Сегежский район. Суоярвский район.
Республика Коми
Город Сыктывкар. Город Воркута. Город Вуктыл. Город Инта. Город Печора. Город Сосногорск. Город Усинск. Город Ухта. Ижемский район. Княжпогостский район. Койгородский район. Корткеросский район. Прилузский район. Сыктывдинский район. Сысольский район. Троицко-Печорский район. Удорский район. Усть-Вымский район. Усть-Куломский район. Усть-Цилемский район.
Архангельская область
Город Архангельск. Город Коряжма. Город Котлас. Город Новодвинск. Город Онега. Город Северодвинск. Вельский район. Верхнетоемский район. Вилегодский район. Виноградовский район. Каргопольский район. Коношский район. Котласский район. Красноборский район. Ленский район. Лешуконский район. Мезенский район. Няндомский район. Онежский район. Пинежский район. Плесецкий район. Приморский район. Соловецкий район. Устьянский район. Холмогорский район. Шенкурский район.
Вологодская область
Город Вологда. Город Великий Устюг. Город Сокол. Город Череповец. Бабаевский район. Бабушкинский район. Белозерский район. Вашкинский район. Великоустюгский район. Верховажский район. Вожегодский район. Вологодский район. Вытегорский район. Грязовецкий район. Кадуйский район. Кирилловский район. Кичменгско-ГородецкиЙ район. Междуреченский район. Никольский район. Нюксенский район. Сокольский район. Сямженский район. Тарногский район. Тотемский район. Усть-Кубинский район. Устюженский район. Харовский район. Чагодошенский район. Череповецкий район. Шекснинский район.
Мурманская область
Город Мурманск. Город Апатиты. Город Кандалакша. Город Кировск. Город Мончегорск. Город Оленегорск. Город Полярные Зори. Ковдорский район. Кольский район. Ловозерский район. Печенгский район. Терский район.
Ненецкий автономный округ
Книга 3. Социально-экономическая ситуация в городах и районах Северо-Запада
Калининградская область
Город Калининград. Город Балтийск. Город Пионерский. Город Светлогорск. Город Светлый. Город Советск. Багратионовский район. Гвардейский район. Гурьевский район. Гусевский район. Зеленоградский район. Краснознамснский район. Неманский район Нестеровский район. Озерский район. Полесский район. Правдинский район. Славский район. Черняховский район.
Ленинградская область
Город Волхов. Город Гатчина. Город Ивангород. Город Пикалево. Город Сосновый Бор. Город Шлиссельбург. Бокситогорский район. Волосовский район. Волховский район. Город Новая Ладога. Всеволожский район. Город Сертолово. Выборгский район. Город Светогорск. Гатчинский район. Город Коммунар Кингисеппский район. Киришский район. Кировский район. Лодейнопольский район. Ломоносовский район. Лужский район. Подпорожский район. Приозерский район. Сланиевский район Тихвинский район Тосненский район.
Новгородская область
Город Новгород. Батецкий район. Боровичский район. Валдайский район. Волотовский район. Демянский район. Крестецкий район. Любытинский район. Маловишерский район. Маревский район. Мошенской район. Новгородский район. Окуловский район. Парфинский район Пестовский район. Поддорский район. Солецкий район. Старорусский район Хвойнинский район. Холмский район. Чудовский район. Шимский район.
Псковская область
Город Псков. Город Великие Луки. Бежаницкий район. Великолукский район. Гдовский район. Дедовичский район. Дновский район. Красногородский район. Куньинский район. Локнянский район. Невельский район. Новоржевский район. Новосокольнический район. Опочецкий район. Островский район. Палкинский район. Печорский район. Плюсский район. Порховский район. Псковский район. Пустошкинский район. Пушкино-Горский район. Пыталовский район. Себежский район. Струго-Краснеиский район. Усвятский район.
Методологические пояснения к информации о социально-экономической ситуации в субъектах Российской Федерации
и в муниципальных образованиях
Resume


Категория: Мои книги | Добавил: credit (24.06.2010)
Просмотров: 6603 | Рейтинг: 5.0/1

Copyright MyCorp © 2024